«Где, как не в Армении, можно найти лучшую школу света?»: Выставка «От Вана до Парижа», посвящённая армянскому импрессионизму
ФОТО«Армянские художники внесли весомый вклад в течение и чувствительность импрессионизма. И чему тут удивляться, если вспомнить, что импрессионизм, прежде чем стать искусством цвета и формы, прежде всего был школой света, а где, как не в Армении, можно найти лучшую школу света?» - эти слова произнёс посол Франции в РА Оливье Декотиньи на, открывшейся 28 октября в Национальной галерее Армении, международной конференции «Импрессионизм. Истории на полях искусства», приуроченной к открытию выставки «Ованнес Алхазян. От Вана до Парижа».
Эти два события - две части одного большого разговора, начавшегося ещё три года назад, когда галерея присоединилась к европейскому проекту «Пути импрессионизма». Выставка Алхазяна - это своего рода путешествие души, эволюция взгляда, где восточная чувственность постепенно соединяется с западной мыслью, в некоторой степени это даже история самопознания. В экспозиции - более 120 живописных и графических работ из фондов Национальной галереи, охватывающих тифлисский и парижский периоды мастера.
Алхазян, как и многие армянские мастера его времени, впитал европейскую эстетику, не утратив национального взгляда. Его полотна - это не просто французские пейзажи. Это воспоминание о родных холмах, переосмысленное сквозь свет Парижа.
Директор Национальной галереи Армении Марина Акопян отметила: «Сегодняшняя конференция подводит итог большому пути. В 2017 году мы впервые ввели в научный оборот термин “армянский импрессионизм”. Тогда о нём ещё не говорили как о самостоятельном явлении. Сегодня же он получил институциональное признание - и это наша общая победа».
Действительно, путь этого термина - как путь художников: долгий, сложный, но вдохновляющий. Начавшись в Москве в 2017 году, где армянские работы были впервые представлены в Музее русского импрессионизма, он продолжился во Франции - в Барбизоне, на родине самого импрессионизма.
Пьер Бедуэль, президент организации «Пути импрессионизма», вспоминает: «Для нас было большой радостью принимать эту экспозицию. Мы представили 41 картину из Национальной галереи Армении, и выставка оказалась успехом во всех смыслах. Многие французы впервые узнали, что в Армении существовал свой импрессионизм. Картины наполняли зал светом и теплом, и около шести тысяч человек пришли их увидеть. Это впечатляюще».
Среди участников конференции - более двадцати экспертов из Армении, Франции, России и Грузии. Спикеры рассуждали не только об армянском импрессионизме, но и о самом феномене импрессионизма как мирового художественного процесса.
Художник, начавший путь в Ване, прошёл Тифлис и Париж, но в его картинах всегда оставался мотив солнца - того самого армянского света, о котором говорил посол Франции. Света, который он нес с собой, превращая пейзажи в метафоры мира и внутреннего покоя. Пейзаж стал для Алхазяна формой самовыражения, способом видеть целостное в незначительном. Его язык расширил границы армянского искусства.
В рамках конференции планируется публикация сборника докладов, а также расширение сотрудничества с европейскими музеями. «Мы видим перспективы создания резиденций для художников, совместных проектов, обмена идеями, - добавил Пьер Бедуэль. - Всё открыто для будущего сотрудничества».



