Азербайджан и Армения: Кто будет контролировать мир? - Deutsche Welle
АНАЛИТИКА
Мирный договор между Азербайджаном и Арменией согласован. Минская группа ОБСЕ, созданная для решения конфликта в Нагорном Карабахе, будет распущена. Кто будет следить за соблюдением мирных договоренностей? Теоретически это могло выглядеть так: лидеры Армении и Азербайджана подписывают в столице Беларуси мирное соглашение в присутствии президентов США, Франции и России. Об этом пишет Deutsche Welle.
«Так это задумывалось в 1994 году, когда для решения вопроса с непризнанным Нагорным Карабахом путем дипломатии была создана Минская группа ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). Лидирует в Минской группе (МГ) «тройка» - США, Франция и Россия. Помимо них в нее входят Турция, Германия и еще нескольких стран.
Реальность оказалась другой. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер Армении Никол Пашинян подписали декларацию о мирных отношениях в августе 2025 года в Вашингтоне в присутствии президента США Дональда Трампа. Главы МИД парафировали текст договора. Он среди прочего предусматривает признание границ и установление дипотношений.
До этого, в 2020 году, Азербайджан выиграл войну в Карабахе, остановлена она была при посредничестве президента РФ Владимира Путина. В 2023 году Баку полостью вернул регион под свой контроль, жившие там армяне его покинули, изгнанные в ходе войны более 30 лет назад азербайджанцы вернулись. Минская группа ОБСЕ будет распущена до конца 2025 года, решение об этом участники организации приняли 1 сентября.
За десятилетия своего существования Минская группа провела десятки, если не сотни встреч на разном уровне, но поставленной цели не достигла. "Под конец она стала частью проблемы, не могла довести варианты решения до исполнения", - говорит в беседе с DW Сильвия Штебер, журналистка порталаTageschau.de и эксперт по Южному Кавказу.
Лоуренс Броерс из британского аналитического центра Chatham House считает, что причин «неуспеха» несколько, слово «провал» он называет «слишком резким». «Главное - МГ была создана в другую геополитическую эпоху - однополярности, окончания холодной войны, веры в то, что государства могут сотрудничать», - говорит Броерс. По его словам, МГ – «артефакт» той ушедшей эпохи.
В более широком контексте британский эксперт связывает судьбу МГ с общим «упадком» самой ОБСЕ, которая не стала той влиятельной структурой, которой ее задумывали. Он также отметил, что США и Франция в какой-то момент передали лидерство России, у которой, как считает Броерс, было «в лучшем случае амбивалентное отношение к окончательному разрешению конфликта». После войны 2020 года Россия, по его словам, фактически отодвинула в сторону многонациональную структуру - МГ ОБСЕ, Москва «руководила, но не контролировала» ситуацию. При этом Броерс также отметил, что только РФ была «готова и заинтересована в отправке миротворцев» в регион.
Наконец, сами Армения и Азербайджан тоже действовали по-разному - Баку не хотел, чтобы конфликт был заморожен и о нем бы забыли, а Ереван «инвестировал» в непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику, считает аналитик. По его мнению, действия обеих сторон привели к эрозии возможного решения при посредничестве Минской группы.
Несмотря на то, что Баку и Ереван парафировали, то есть формально согласовали текст мирного договора, сроки его подписания и вступления в силу - вопрос открытый. Сильвия Штёбер отмечает, что Азербайджан выдвигает условия, одно из которых - изменение конституции Армении, в которой есть ссылка на декларацию независимости, а там в свою очередь упоминается Нагорный Карабах.
Штёбер называет требования Баку «понятными», но отмечает, что они «глубоко» затрагивают внутренние дела Еревана. Изменение армянской конституции возможно не раньше 2026 года, для этого помимо политического решения потребуется референдум, отмечает обозреватель.
Один из центральных вопросов стоит уже сейчас: кто может гарантировать или, по крайней мере, способствовать тому, что война не начнется снова? Штёбер считает, что «ОБСЕ полностью утратила репутацию», особенно на Южном Кавказе. Более успешным обозреватель считает опыт Евросоюза, который разместил небольшую, невооруженную наблюдательную миссию в Армении. Ереван хотел бы, чтобы она сохранилась, даже если это будет не вдоль границы с Азербайджаном, как сейчас, а в глубине страны.
Возможные бизнес-проекты США, например, в Зангезурском коридоре, который связывает Азербайджан через Армению с его эксклавом Нахичевань, она считает «интересными», но насколько это будет сдерживающим фактором - непонятно. По мнению Штебер, в Украине Россия недавно атаковала американское предприятие без прямых последствий со стороны Вашингтона.
Немецкий обозреватель полагает, что в будущем сдерживающим фактором могут стать двусторонние отношения со странами региона - Турцией, Ираном, и более отдаленными - Индией и Пакистаном.
ОБСЕ еще может сыграть роль, но уже не как посредник, полагает Лоуренс Броерс из лондонского Chatham House. Это будет зависеть от будущего организации, которое он связывает с тем, как закончится война России против Украины.
В целом Броерс называет несколько причин, по которым многое будет зависеть как от глобальных геополитических событий, так и влияния региональных держав. «Большой вопрос - сохранится ли фокус США на подписанной в Вашингтоне декларации в долгосрочной перспективе», - говорит Броерс. Ставки Вашингтона и региональных держав - России, Ирана, Турции - он назвал «асимметричными».
Кроме того, Броерс считает формулировки мирного договора «довольно слабым» местом: «Непонятно, кто будет разрешать споры о его соблюдении, если соглашение будет подписано». Отсутствие «надежного механизма разрешения споров» эксперт назвал «вызывающим беспокойство»», - пишет Deutsche Welle.




















































