«Третья сила» в Армении: есть ли альтернатива? «Паст»
АНАЛИТИКА
Газета «Паст» пишет:
Уже несколько лет на политическом поле Армении существует потребность на так называемую «третью силу». Общество возмущено протурецкой политикой команды Пашиняна, которая все более четко обозначается как откровенно антиармянская.
Однако, прочитав очередную новость об очередной уступке требованиям Баку и ощутив понятное недовольство, многие граждане Армении понимают, что им придется снова смириться, не видя приемлемой альтернативы «бархатным». Оппозиционные силы, объединившиеся вокруг бывших лидеров республики, не вызывают особого энтузиазма у части граждан Армении. Как говорится, бывшая власть... это бывшая власть, будем честны, были причины расстаться с ней. И так получается, что часть наших граждан вынуждена выбирать из двух вариантов: Пашинян или традиционная оппозиция, и неудивительно, что многие граждане решают просто держаться подальше от политики.
Но не менее интересный вопрос заключается в том, почему долгое время в Армении так и не возникло никакой ощутимой «третьей силы». Искаемую «третью силу» пытались увидеть в маргинальных или малоизвестных движениях, которые не оправдали ожиданий. Искали в кругу тех деятелей, которые потом присоединялись к титульной оппозиции, а если даже и не присоединялись, то, все равно власти просто расправлялись с ними, так сказать, «задерживая и изолируя одного за другим».
В качестве «третьей силы» они представляли также Церковь, но печальный парадокс заключается в том, что Церковь может подвергаться политическим преследованиям, но вот по самой своей природе, не может быть политической силой, поэтому она в большей степени беззащитна перед произволом властей.
В целом, здесь уже можно увидеть определенную тенденцию: выступление в качестве «третьей силы» обычно выявляет слабость и беззащитность исполнителей роли, в результате чего они либо обезглавливаются властью, либо вынуждены присоединяться к традиционной оппозиции в поисках поддержки, теряя возможность быть «альтернативой». Тот, кто выступает в качестве «третьей силы», должен быть действительно достаточно сильным и независимым (с точки зрения ресурсов, популярности и влияния), чтобы противостоять давлению власти и не поддаваться искушению присоединиться к уже сформировавшимся бывшим и нынешним оппозиционным течениям.
Кроме того, он должен иметь четкое представление о том, как именно он будет вписываться в существующие политические структуры.
В какой-то момент в Армении угасла надежда на появление такого испалнителя роли…
И вот, находящийся под арестом Самвел Карапетян, сильный и независимый деятель, 14 июля объявил о создании новой политической силы в Армении. В своем кратком заявлении, переданном через адвокатов, Карапетян начинает именно с того, каково место его движения в общей структуре армянской политики. Он четко разъединяется от традиционной оппозиции: выражает уважение к его работе, но также подчеркивает: «У нас есть наше видение будущего для Армении». То есть, с самого начала заявляет, что будет альтернатива, а не повторение судьбы бывших «третьих сил».
А теперь самое интересное. Карапетян заявляет, что его движение будет отвергать искусственные разделения, которые власти навязали обществу. В продолжение этой мысли отмечается, что даже в кругах государственного аппарата работают люди, которые недовольны действиями правящей группировки, но пока не видят выхода из сложившейся ситуации. То есть, Карапетян, во-первых, сразу дает понять, что его движению будет что предложить даже «оригинальной» аудитории Пашиняна. И, во-вторых, показывает отсутствие желания расправы с теми, кто работает в режиме. Режим, который сейчас держит Карапетяна в заключении.
Неслучайно, что существует множество надежд и мнений о том, что в Армении наконец-то появился политический деятель, здравый смысл которого преобладает над эмоциями.
Таким образом, политическое движение Карапетяна сразу заявляет, что оно будет играть консолидирующую роль, объединяя людей из разных политических лагерей, а также привлекая тех, кто разочаровался в политике. В этом случае она действительно станет «третьей силой». И, возможно, в Армении может состояться только та «третья сила», которая включит в себя первую и вторую. Ведь политические лагеря — это условность. Справедливость и разум гораздо важнее.
Подробности в сегодняшнем выпуске ежедневной газеты «Паст»




















































