Пашинян хочет предать забвению Геноцид? «Паст»
АНАЛИТИКА
Газета «Паст» пишет:
В последние годы Никол Пашинян взял за привычку украшать свои традиционные официальные послания в день памяти жертв Геноцида армян «оригинальными» тезисами, которые, по сути, оправдывают его внешнеполитический курс.
Так, в прошлом году он добавил в свое послание свежие ноты «вины жертвы». «Никогда больше. Мы должны говорить это не другим, а самим себе», - подчеркивал он, предлагая искать корень проблемы именно в поведении армян и освободить Турцию от ответственности.
Затем он поставил армянскому народу диагноз «Общественное психическое расстройство» в результате психологической травмы, нанесенной Геноцидом армян, что, по его словам, выражается в неадекватном отношении к некоторым «добрым соседям». «Мы часто строим наши отношения с другими странами в состоянии тревоги, и именно поэтому иногда мы не можем правильно разделить реалии и факторы»,– сказал он.
Неслучайно, что именно в эти дни, 22 апреля 2024 года, было объявлено о начале процесса делимитации и демаркации границы. Таким образом, были разделены не «реалии и факторы», а сама территория Армении. В конце послания премьер-министр даже намекнул, что его политика якобы была одобрена жертвами Геноцида (и не только ими, но и теми, кто погиб при его правлении): «Пусть мученики Геноцида армян и все другие наши мученики покоятся с миром, утешенные Республикой Армения». Возможно, утешенные именно правящей силой и ее протурецким курсом.
В своем выступлении в этом году, посвященном 110-летию Геноцида армян, Пашинян продолжил ту же линию. Правда, на этот раз он не провел сеанс психоанализа для армянского народа, а вместо этого подсказал, как следует отмечать этот день. По его мнению, армяне должны ограничиться личной болью и внутренними переживаниями, а памятью Геноцида было бы правильнее «наслаждаться», открыв границы с соседями - Турцией и Азербайджаном. По убеждению Пашиняна, это будет «свидетельством нашей верности всем погибшим от рук тех же соседей». Абсурдность этого послания очень четко демонстрирует, насколько неестественен протурецкий курс властей в контексте армянской историко-политической реальности. Самое смешное то, что для Пашиняна Геноцид - это «события, которые произошли в последний период существования Османской империи». Вот вам фокус-мокус: как использовать выражение «Османская империя» в речи о Геноциде без обвинительного подтекста? Вот так.
Речь, дорогие мои, идет не о действующем человеке, а просто о месте и периоде.
Пашинян неоднократно выражал свой скептицизм в отношении памяти о Геноциде армян. В интервью турецкой прессе в начале марта этого года он заявил: «Официальная позиция Армении заключается в том, что международное признание Геноцида армян в настоящее время не является приоритетом внешней политики». И, действительно, на фоне внешней политики властей, идущих по курсу турецкого превосходства, такой приоритет был бы гротескным.
А в январе этого года на встрече с армянской общиной Швейцарии Пашинян пошел еще дальше, предложив пересмотреть историю: «Мы должны вернуться к истории Геноцида армян, понять, что произошло, почему это произошло и как мы это восприняли». Тем временем он намекнул, что вина Османской империи находится под вопросом, обвинения основаны на «полуграмотности», а произошедшее, по всей вероятности, было конфликтом местных политических групп или даже отдельных лиц, в котором «армянские движения»также несут свою долю вины.
Получается, что Геноцид просто «произошел сам по себе», как, по мнению некоторых проамериканских японцев, бомба на Хиросиму упала «сама по себе». Риторику Пашиняна можно было бы воспринять как проявление стокгольмского синдрома, но проблема в том, что он говорит не от своего имени, а от имени всей нации.
Предлагая отметить годовщину Геноцида только как память о личных и семейных трагедиях, Пашинян готов пойти еще дальше. Официальные круги уже выразили обеспокоенность тем, что традиционное Факельное шествие может быть использовано для провокаций и политических выступлений.
Кто знает, может быть, вскоре Пашинян объявит, что якобы залечивания ран и душ мук армянского народа, он решил вообще запретить отмечать День памяти Геноцида шествиями, поскольку, если боль личная и семейная, пусть остается за семейным столом. Он даже осудил акцию сожжения флагов Турции и Азербайджана на площади Республики, которая произошла перед началом шествия. Получается, что «защита» Турции и Азербайджана от армян входит в число приоритетов политики Пашиняна, в отличие от международного признания трагедии армянского народа.
Несомненно, было бы хорошо, если бы именно страна, виновная в Геноциде, приняла его, раскаялась и предложила компенсацию (как постгитлеровская Германия). Однако Армении говорят: прости тех, кто даже не извинился.
«Добрые» соседи отрицают факт Геноцида. Эрдоган в своем послании от двадцать четвертого апреля говорит о «памяти османских армян, погибших в сложных условиях Первой мировой войны», а также о «погибших в результате восстаний, активизации бандформирований, антигосударственной деятельности вооруженных групп и эпидемии». Таким образом, получается, что виноваты война, восстания, бандиты и пандемия.
Выходит, Геноцида не было?
Более того, Эрдоган заявляет, что они приглашают «армян как турецких подданных» «строить Турецкий век вместе, плечом к плечу, под мирной и надежной сенью флага в виде красной звезды и полумесяца». Таким образом, вместо признания и компенсации армянам предлагается «построить турецкий век». А лидер Азербайджана выражается еще более грубо, постоянно говоря о «вымышленном Геноциде» и «сфальсифицированной истории». Однако именно флаги этих двух соседей, по мнению Пашиняна, заслуживают защиты от оскорблений армян, а дружбу с этими странами (читай: подчинение их интересам) он называет лучшим вариантом почтения памяти Геноцида.
Поражает простота, с которой Пашинян пытается буквально очаровать свой народ, призывая к забвению и переосмыслению Геноцида. Это очень похоже на призывы его жены Анны Акопян забыть о поражении и жертвах 44-дневной войны: «Давайте покончим с горем, плачем и скорбью, пустым чашкам и тостам... мы должны похоронить все это так, как мать похоронила своего 19-летнего сына», – написала она, приложив фотографию матери, стоящей у могилы солдата. Пашинян также требует похоронить память и горе. Однако такая небрежная риторика не может привести ни к примирению, ни к пониманию. Мать никогда не перестанет оплакивать своего погибшего сына, а Армения никогда не забудет, кто несет ответственность за Геноцид.
Национальная память вечна. В отличие от власти.
АРСЕН СААКЯН
Подробности в сегодняшнем выпуске ежедневной газеты «Паст»




















































