Цель Пашиняна - просто продать надежду армянскому избирателю: представляет ли Армения интерес для Европейского Союза? «Паст»
ՔԱՂԱՔԱԿԱՆ
Газета «Паст» пишет:
Национальное Собрание Армении, а точнее фракция ГД НС на заседании 25 марта во втором чтении и в полном объеме приняла законопроект «О начале процесса вступления Республики Армения в Европейский Союз». Уже 4 апреля закон был подписан президентом РА.
Чтобы законопроект попал в парламент, инициаторы в течение 60 дней провели сбор подписей, и Центральная избирательная комиссия Армении ратифицировала 52 351 подпись - число, которого было вполне достаточно для внесения законопроекта на обсуждение НС.
Это само по себе говорит о значительной общественной поддержке европейского пути в Армении. А какими преимуществами обуславливает членство в ЕС большинство его сторонников, тем более, какими мотивами они руководствуются, делая этот выбор? Касаясь этой темы, в частности, news. am отмечает, что, возможно, многие из них просто хотят «пить кофе в Милане», или навсегда уехать в «цивилизованные страны» и время от времени фотографироваться на фоне армянского туфа - несколько раз в год во время коротких патриотических визитов. Некоторые выступают за любую прозападную инициативу с целью, чтобы Армения, насколько это возможно, резко разорвала свои связи с бывшим внешнеполитическим спонсором. Однако, вероятно, многие просто связывают надежду на спасение с Турцией и Азербайджаном. Надежда дает людям возможность жить, чтобы избежать депрессии, более того, это дает возможность игнорировать все более тревожные новости и избегать неудобных вопросов. Дайте людям надежду, и они выберут вас, забыв, что вы сделали или не сделали в реальной политике.
Итак, Пашинян дал армянскому народу надежду. Однако на этом все и закончилось. Принятый закон технически не имеет никакого отношения к европейской интеграции, поскольку он не является частью процесса, регулирующего вступление в ЕС. Даже сам Пашинян заявил, что этот документ не должен восприниматься как заявка на немедленное вступление в Евросоюз, по его словам, основная цель - продемонстрировать готовность приблизиться к Европейскому Союзу. Фактически, этот закон не дает Армении никаких преимуществ, возможностей или привилегий и, по сути, не имеет юридической силы. Это даже не означает разрыва Армении с уже существующими альянсами, включая Евразийский экономический союз и отношения с Россией, хотя и затрудняет отношения с последней.
Официальная подача заявки Армении на вступление в Европейский союз и, как следствие, потеря членства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) неизбежно привели бы к экономическим и геополитическим трудностям страны. Такой шаг нежелателен для Пашиняна, поскольку он стремится переизбраться в 2026 году. Его единственная цель - дать надежду армянскому избирателю. Он больше заинтересован в том, чтобы дать армянскому избирателю надежду на европейское будущее, независимо от его реальных возможностей. Кроме того, если бы заявка была подана официально, то стал бы более очевидным факт, что Армению в ЕС не ждут и ничего не предлагают. Пожалуй, ни одна страна, которая когда-либо начинала процесс евроинтеграции, не получала такого холодного приема, как Армения.
Единственной реакцией официальных лиц Европейского Союза относительно Армении было короткое замечание представителя ЕС Анны Хиппер о том, что Брюссель осведомлен о законопроекте и изучит его. ЕС не дал никакой реакции на вступление закона в силу, хотя Пашинян регулярно слышит от европейцев тщательно сформулированные заявления в поддержку, которые в основном высказываются лицами, не принимающими решений.
Тем не менее, все это позволяет действующим властям питать иллюзии армянского общества, в то время как подача официальной заявки и ответная реакция ЕС заставили бы армян столкнуться с реальностью. Не было ни одного прецедента предоставления статуса страны-кандидата странам, которые не имеют ни морских, ни сухопутных границ с Европейским союзом (например, Грузии). Небольшие размеры государства, нехватка жизненно важных ресурсов для ЕС, слабая экономика и территориальные конфликты с соседями не оставляют никаких шансов, чтобы Европейский Союз рассматривал Армению как ценное приобретение.
Армения стала бы дотационным членом ЕС, финансовым бременем, в то время как у Европы на данный момент нет свободных финансовых средств, поскольку они направляются на поддержку Украины и военные расходы в условиях растущей напряженности в отношениях с Россией. Есть ли какие-либо причины, по которым Армения может представлять интерес для Европейского союза, несмотря на вышеуказанные обстоятельства? Причины есть, и Армения действительно интересует ЕС. Во-первых, для Европы важно окончательно вывести Армению из-под российского влияния. Во-вторых, географическое положение Армении имеет особенность, что становится все более важным для Европейского Союза. Дело не в том, что Армения находится на каком-то «перекрестке Мира» (фактически, нет), а в том, что территория Армении разделяет Турцию и основную часть Азербайджана, не позволяет им объединиться, и Европа очень хотела бы устранить это препятствие.
С какой целью? Европа хочет провести газопровод через территорию Азербайджана в Турцию, а затем в Европу, чтобы получать дешевый газ, азербайджанский или даже российский, через «промытый» Азербайджаном. Вот основные интересы Европы в Армении: беспрепятственное общение между Азербайджаном и Турцией. Об этом открыто заявили европейские лидеры, в том числе Урсула фон дер Ляйен. Но стоит ли по этой причине принимать Армению в ЕС, если возможно просто поддержать давление, которое Турция и Азербайджан уже оказывают на Армению, и потребовать открытия «Зангезурского коридора». Европа движется именно по этому пути. А вопрос вывода Армении из-под российского влияния решают тюркские силы, и Европе достаточно лишь содействовать «примирению народов Южного Кавказа».
Такой трагикомический парадокс: Армения надеется, что Европейский союз спасет ее от Турции и Азербайджана, в то время как планы самого ЕС в отношении Армении во многом совпадают с турецкими и азербайджанскими интересами.
Следовательно, перспективы членства Армении в ЕС не туманны, а абсолютно ясны: их просто нет. Однако эти перспективы можно охарактеризовать как «неопределенные», «неуверенные», тем самым оставляя надежду до тех пор, пока не начнется официальный процесс членства. Пашинян постарается сохранить эту надежду как можно дольше. Будут проведены исследования соответствия Копенгагенским стандартам и Маастрихтскому договору, улучшится законодательная система, в центре города будут установлены контейнеры для сортировки мусора, которые в конечном итоге будут сброшены на ту же свалку в Нубарашене. На асфальте будут проложены велосипедные дорожки, ЕС начнет иллюзорные проявления своего «присутствия в Армении»:
- отправкой гражданских наблюдательных миссий,
- предоставлением небольших грантов (которые, как всегда, будут лежать в карманах наших чиновников),
- организацией визитов.
Пашинян продолжит встречи с европейскими лидерами, разработку всевозможных партнерских соглашений, разработку «дорожных карт» в сторону ЕС, чтобы сохранить эту иллюзию до выборов, а мы переназначим его, надеясь, что он завершит начатое.
Однако следует также отметить, что в Армении растет евроскептицизм. Согласно последнему опросу Gallup International, уже более 36% не верят в возможность вступления Армении в ЕС, а 18,5% назвали инициативу «Гражданский договор» шагом в подготовке к парламентским выборам 2026 года.
В конце концов, вести в заблуждение армянский народ не так-то просто. Армяне - древняя нация, и до сих пор они никому не позволили уничтожить себя.
Подробности в сегодняшнем выпуске ежедневной газеты «Паст»




















































