«Инерционный бюджет: внешние факторы продолжают оставаться надеждой правительства». «Факт»
ՔԱՂԱՔԱԿԱՆВ ходе обсуждения проекта госбюджета 2024 года много говорилось о его трудностях, и о том, что он не соответствует социальному положению страны, что не были выделены льготы в важные для государства отрасли. Несмотря на множество «но», проект бюджета был принят Национальным собранием, и время докажет или опровергнет опасения экспертов. В конце концов гражданин всегда решает состояние экономики страны из своего собственного бюджета.
Экономист Сурен Парсян говорит, что госбюджет 2024 года будет инерционным. «Это не принесет качественных, структурных изменений в нашу экономику. Правительство пытается поддерживать общие тенденции, время от времени увеличивать социальные расходы, выделять деньги на строительство дорог, реализовывать отдельные проекты, связанные со строительством детских садов и школ. Однако все это, по большому счету, не принесет качественных новых изменений в нашу экономику. Мы снова будем во многом зависеть от денежных переводов и реэкспорта из-за границы. Начиная с 2022 года, мы сильно зависим от денег, поступающих из-за границы и реэкспорта. Данное правительство не запланировало еще один источник дохода, который мог бы заменить эти два направления на 2024 год. Вся их надежда на то, что в 2024 году эта тенденция сохранится, у них нет еще одной новой программы, структурных больших проектов по очень простой причине, потому что для реализации таких больших проектов им нужно иметь управленческие способности, команду, соответствующую квалификации. На данный момент этого у них нет, да и рычаги управления сейчас работают очень неэффективно. Они должны были начать, например, строительные работы по 4-му траншу «Север-Юг», но на данный момент еще ведутся незавершенные проектные работы, и было объявлено, что в строительстве дороги Мегри-Варданидзор примут участие три иранские компании. Это, безусловно, важно, но о сроках пока ничего не объявлено. У нас ситуация, когда у правительства нет революционных, прогрессивных, инновационных планов на 2024 год. Внешние факторы продолжают оставаться надеждой», – говорит Парсян в разговоре с «Паст».
Недавно президент ЦБ сообщил, что в 2023 году В январе-октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается сокращение денежных переводов в Армению на 40 процентов. На экономический рост и другие показатели также повлиял приезд в Армению релокантов из-за российско-украинской войны, их число также сокращается, многие покидают Армению. Получается, что внешние факторы тоже уменьшаются или, по крайней мере, ослабляются. «Сейчас идет поток денег через Швейцарию, то есть россияне, которые хранят свои деньги в Швейцарии, теперь выводят их из швейцарских банков, и часть их поступает в Армению. Здесь это обеспечивает некоторую циркуляцию. Мы продолжаем реэкспортировать в Россию из-за санкций, что также приносит большую выгоду Армении.
Благодаря инвестициям отдельных организаций Армении доходы государственного бюджета значительно возросли, и правительство позволяет себе расточительные расходы по ряду направлений, что в целом нецелесообразно. Если поток этих средств прекратится, у нас на данный момент нет другого источника дохода. Это очень похоже на 2008-2009 годы, когда в строительный сектор поступали иностранные деньги, у нас был двузначный экономический рост за счет сектора. Когда эти деньги перестали поступать, у нас было падение на 14 процентов. Мы находимся в такой ситуации, что спад рано или поздно произойдет. Но мы должны постараться подготовиться к этому спаду, смягчить его за счет развития промышленности и сельского хозяйства. Но программы данного правительства в направлении промышленности и сельского хозяйства совершенно неэффективны. Показатели этого года являются ярким тому подтверждением: промышленность находится в упадке, аграрный сектор фиксирует экономический рост в 1-2 процента, и все это в то время, когда объявляется, что на поддержку, субсидии, тратятся десятки миллиардов драмов, и т. д. для этого сектора. Они должны все это просмотреть, но, к сожалению, не смогут. Говорят, о диверсификации рынков, о том, что нам следует, так сказать, сделать шаги в сторону Запада, но кое-где наша зависимость от России еще больше возросла за последние два года их деятельности. На данный момент 52 процента нашего экспорта идет в Россию, по сравнению с 30-32 процентами всего два года назад. Они даже не пытаются диверсифицировать рынок, речь идет не о том, чтобы сдаться, а о том, чтобы найти другой рынок. Они эту работу не выполняют, и когда Ларс закрывается на 2-3 дня, наши бизнесмены попадают в замешательство», – говорит наш собеседник.
Нисколько не преуменьшая важность ремонта и строительства школ и детских садов, дорог, иногда эксперты высказывают мнение, что, по всей видимости, осуществляя масштабные вложения в эти и другие направления, власти каким-то образом решают политический вопрос, готовясь к очередному выбору. «Любое правительство, безусловно, должно работать над тем, чтобы завоевать симпатии и голоса людей. Это одно из правил. Им следует реализовать такие программы, которые получат одобрение и голоса многих. Это совершенно нормально. Но верно и прямо противоположное: например, средства, выделяемые на науку, сократились еще больше. Когда мы говорим о расходах, нам приходится сравнивать их с ВВП. Например, снизилось соотношение расходов на науку к ВВП. Они показывают, что выдали несколько миллиардов, но в целом соотношение снизилось. Когда мы пытаемся сравнивать, мы не берем и сравниваем абсолютные цифры, мы сравниваем их с ВВП, какой процент от него идет на науку, образование и т.д. Процессы следует рассматривать с этой точки зрения. С другой стороны, если говорить об образовании, то надо стараться повышать качество образования, как высшего, так и общего. Даже они констатируют, что за период их власти в Республике Армения за последние годы возросла неграмотность, в расчете на 4-5 лет. В системе образования существует множество проблем, которые невозможно решить, просто построив школу. Необходимо идти на радикальные изменения, но они к этому не готовы, очевидно, что они не будут пытаться пойти на радикальные шаги, чтобы вдруг учителя не протестовали против действий и т. д.», – подчеркивает экономист.
Также существуют мнения, что, повышая налоги и пошлины, правительство пытается «наполнить» бюджет, «покрыть» возможный дефицит. «Пошлина, например, от 1600 до 5000 драмов. Это слишком маленькие цифры, чтобы можно было решить какой-либо вопрос с точки зрения общей доходной части государственного бюджета. Правительство начнет увеличивать долг, когда он попадет в трудное положение. Не секрет, что на 2024 год запланировано увеличение госдолга. Если ситуация ухудшится, поток доходов сократится, что еще больше увеличит потолок долга. Это их политика», – заключает Сурен Парсян.
Лусине Аракелян
Подробности в сегодняшнем номере газеты «Паст».



